feedburner

Страсть - болезнь души и тела.

Метки:

Картинка. Страсть чревоугодияЧто такое страсть? Цитирую Владимира Даля: "страсть  - (страдать) страданье, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска..." В православии выделяют семь основных страстей: гордость, тщеславие, сребролюбие, гнев, блуд, чревоугодие, уныние (лень), печаль. Есть также семь противоположных им добродетелей, семь состояний отсутствия страдания, то есть естественных для здорового человека: любовь, смирение, нестяжание, кротость, целомудрие, воздержание, трезвение, блаженный плач (радость). В чём же заключается страдание? Не поразмышлять ли на эту тему? Ведь здоровье - это и есть, отсутствие душевных и телесных страданий.

Гордость и любовь. Я, лично, привык думать, что гордость - качество далёкое от меня. Ну, бывает иногда.. Но чтоб.. Нет я не гордый. А тут, вдруг, недавно услышал, что гордость - естественное состояние человека, в котором он постоянно пребывает. Значит я не правильно понимал смысл слова? Если состояние любви противоположность гордости, значит гордость это "нелюбовь". А что тогда любовь? Ну, я жену люблю, детей, значит я не гордый? Что-то видимо понимали под этим словом отцы наши, чего до меня не доходит. А вот что апостол Павел пишет: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает».  Это описание состояния... Состояния полного психического здоровья. Не искажённого моим мелким эгоизмом.

Тщеславие и смирение. Тщеславие - это мне понятно, это мне близко. Но границы тоже размыты. Бывает путаешься. Вот пишу этот пост, для чего? Чтоб похвалили? Да вроде нет, просто мыслями поделиться. А с другой стороны, если я пишу чтобы кто-то прочитал, значит, что-то здесь кроется. Я слышал, что смирение - это умение быть незаметным. По большому счёту, можно ведь и в статье остаться незаметным. Наверное, к этому нужно стремиться? Информация на передний план, автор спрятан на втором, его не видно, он смиренен. Так в чём страдание от тщеславия? Ну, люблю я, когда меня хвалят, и никаких страданий. А ведь понял я. Бывает такое. Речь то идёт о страсти. Это когда все твои действия подчинены тому, чтобы на них обратили внимание. Вот это тяжело, это опустошает душу и делает человека пустой куклой.

Сребролюбие и нестяжание. Сребролюбием я заразился сравнительно недавно. Лет 10 назад. В тот момент, когда стал думать, что деньги это решение всех проблем. Оказалось, что зарабатывать их я не умею и скорее всего никогда уже не научусь (хотя надежда умирает последней). Вот это страдание! Но, по идее, если это страсть, она должна постоянно заставлять тебя двигаться в направлении вожделения? Почему же я никуда не двигаюсь? В конце концов я понял, что решение многих проблем не требует денежных вложений. И, что мыслить так было ошибкой, с моей стороны. Ошибка - думать что ты несчастлив от того, что у тебя нет денег и если они будут, то всё изменится. При полном их отсутствии, вернее при их минимальном количестве, у моей семьи вдруг появилась квартира, машина и все условия для нормальной счастливой жизни. Я понял, что миром правят не деньги а Высший Промысел. Что каждый из нас сам снимает фильм своей жизни, и часто малобюджетные фильмы оказываются намного интереснее и ярче.

Гнев и кротость. Гнев это уж точно страдание. Я бы сказал даже, что это много страданий. Страдание от разрушающего воздействия гнева на нервную систему, на психику, от укорения совести после несдержанных порывов, от потери самоконтроля и т.д. Нет, иногда можно, конечно, зубки показать, но я о другом. О муке, когда ты не можешь спокойно существовать, творить, любить из-за постоянных порывов гнева. Бывает иногда. И здесь важен правильный настрой. Кротость. Мы, постоянно находимся в ожидании удара, насмешки, боимся пропустить. Особенно при неблагоприятном климате в коллективе. А вот перестать бояться, пыжиться, принять как есть ситуацию, не мелочиться, не отвечать злом, не искать как отомстить... И мысли вдруг умиротворяются, появляется внутренняя жизнь. Хорошо становится. Гнев - это пустое разбрасывание себя.

Блуд и целомудрие.  В чём страдание? Возможно в том, что после блудной молодости, труднее жить в браке. Может быть в невозможности насыщения этой страсти, которая растёт пропорционально её удовлетворению, и выжигает наш внутренний сад - жизнь души.

Чревоугодие и воздержание. Думаю, многие страдают после того как запихнут в себя грузовик с продовольствием. Надо то для поддержки тела, немного совсем. Нет, пока глаза кровью не нальются...Или пока голова в холодильнике не замёрзнет. Страсть! Поел и тут же садишься ждать, когда место освободится, ведь там ещё столько всего вкусного надо загрузить. Блуд и чревоугодие относят к плотским страстям, в отличие от остальных, душевных.

Уныние и трезвение. В состоянии уныния человеку не хочется выполнять свои обязанности. Я думаю у каждого есть круг обязанностей, которые он должен делать. По отношению к ближним, к Богу, к своему здоровью. Уныние живёт в голове, это мысли, которые говорят нам: "Надоело! Не могу больше!". Более того это общая подавленность, пассивность. Бывает, что говорить. В отношении обязанностей по дому, так это, вообще отдельный разговор. Здесь самое большое страдание, это "пила" жены. Страсть! Поэтому, трезвение, это контроль над своими мыслями, не давать просачиваться вражеским элементам, гнать плохие думы и исполнять круг своих повседневных обязанностей, а рутина, она не в обязанностях, в голове.

Печаль и блаженный плач (радость).  Печаль - понятно. Это страдание, это тоска, малодушие и т.д. А вот, что за такой плач блаженный. Оказывается сокрушение о том, что я такой нехороший, понимание, что печаль - следствие неправильной жизни, уже само по себе приносит радость и гонит тоску.  До блаженного плача, конечно нам ещё, наверное, далеко. Иногда и признаться то себе в неправильной жизни сил нет. Ведь от скольких "радостей" придётся отказаться. Но средство действенное, как только настроение ухудшается, болезновать о своём нездоровом образе жизни.

Вот такие страсти-мордасти, на ночь глядя.
Ведите здоровый образ жизни, читая блог о здоровье  "Будь здоров, Иван Петров!"



2 коммент.:
gravatar
Алла комментирует...
10 февраля 2010 г., 16:58  

Классно «растлумачено». Спасибо "за страсти мордасти на ночь глядя")
Я не религиозна и мало задумывалась над соотношением семи грехов(не знала, что это страсти) и семи добродетелей. Откликнулась правда, того, кто пишет. И сильно сказано "Что каждый из нас сам снимает фильм своей жизни, и часто малобюджетные фильмы оказываются намного интереснее и ярче.
Я работаю над своим тщеславием и для меня ваше сравнение со смиренностью есть как открытие, так как страсть к этому таит ожидание, а вместе с этим и страдания.
"Это когда все твои действия подчинены тому, чтобы на них обратили внимание."
С вашего разрешения, возьму ваш текст в пользование в консультативной работе.

gravatar
hvlads комментирует...
11 февраля 2010 г., 7:04  

Спасибо, Алла, за комментарий! Можете пользоваться, всем, что вам здесь покажется полезным:) По поводу страстей, не зависимо от религиозности, я нигде не встречал, таких тонких психологических моментов, как в православном учении. Это и не удивительно, ведь жизнь православного подвижника полностью посвящена борьбе с ними. Недавно, кстати, читал книгу греческого священника, она так и называется: "Православная психотерапия", если вам интересна эта тематика, поищите в интернете.

Отправить комментарий