feedburner

Христианство и дзен.

Метки:

Человек словно окно, в котором сияет свет Божий. Если оконное стекло чисто и на нем нет пятен, оно полностью прозрачно и мы не видим его вообще. В этом случае стекло «пусто»; через него виден только свет. Если же человек даже в «благих делах» проявляет духовный эгоизм и отягощен своим иллюзорным «я», оконное стекло его души отчетливо видно, поскольку на нем есть пятна. Таким образом, когда человек освобождается от пятен и грязи, которые возникают вследствие его пристрастия к добру и злу, он преображается в Боге и достигнет единства с Ним. (Сан Хуан де ла Крус)

Сразу должен сказать, что хотя и испытываю давнюю симпатию к дзен, и являюсь по вероисповеданию христианином, рассуждать о близости или расхожести этих двух религий мне не по силам, потому, что опыта медитации практически не имею, и познать христианство, посредством праведности не могу, ввиду своей, далеко не праведной, жизни.

Поэтому просто расскажу историю, почему вдруг появилась эта тема для размышления.
дзен
Дзен

На днях я отправился в библиотеку, чтобы найти там текстов, отсутствующих в поисковой системе Яндекс, с меркантильными намерениями, думаю многим из вас понятно какими. Там, помимо прочих, я взял книгу, которая называется "Резервы человеческой психики", для нагнетения сонного состояния перед тем, как отправиться в царство морфея. Где и прочитал про католического монаха Томаса Мертона, якобы увидевшего в дзенской медитации средство пробуждения "нового христианского сознания".

Меня заинтересовал этот монах и я нашёл в интернете переводы некоторых его книг.  В частности прочитал "Дзэн и голодные птицы " и решил поразмышлять на эту тему.

Сначала Мертон пишет о том, что, на первый взгляд, дзен и христианство две совершенно разные религии и "смешиваются не лучше, чем вода и масло". Далее выясняется, что самые ответственные последователи дзен, вообще-то и не считают его религией тем более относящейся к буддизму, якобы дзен "находится за пределами всех структур и форм".

Конечно, здесь крайне упрощённо, ровно насколько уразумел, после беглого прочтения этого серьёзного философского труда.

Потом я немного растерялся, когда прочитал про доктора Джона У, который начал свой перевод Евангелия от Иоанна на китайский язык словами: "В начале было Дао". Но, вспомнив, что и наш перевод не совсем точный, по гречески это звучало: "В начале был Логос", а слово Логос имеет очень много определений. И, в принципе, если в начале было Дао, то утверждене дзен о том, что переживание искажается в то самое мгновение, когда его облекают в слова, вовсе не противоречит тому, что в начале было Слово.

В общем, после долгих рассуждений, Мертон делает вывод, что христиане и буддисты могут в равной мере практиковать дзен, если под этим они понимают "поиск прямого и чистого метафизического переживания, свободного от вербальных формул и лингвистических построений".

Хотя Томас Мертон, не убедил меня (кроме того, что католик не является авторитетом для православного, в книге я не нашёл понятного мне логичного обоснования его идеям), но всё же интересная мысль для размышления и обсуждения, а?

Вот, что думает о "христианском дзене" Серафим Роуз.